Адаптация ребенка в детском саду

Адаптация ребенка в монтессори-группеЧеловеческий ребенок рождается беспомощным, слабым и совершенно неприспособленным к окружающему миру, но, несмотря на это человечество не только успешно выжило, но и значительно превзошло другие живые существа на планете. В чем же секрет этой успешности? Ответ заключается в одном нашем важнейшем умении – мы способны адаптироваться к любой ситуации и к любому окружению.

Психологи трактуют термин «адаптация» так: «приспособление к жизненной среде с целью выживания и преодоления этой ограниченной среды для осуществления программы саморазвития и самообеспечения». Но если у кого-то все происходит быстро и незаметно, то у некоторых  этот процесс  растягивается на долгое время.

Представьте, что вы выходите на новую работу. Что больше всего будет вызывать у вас стресс — незнакомый коллектив, непредсказуемое начальство, неясные должностные обязанности, непонятная обстановка или же новый маршрут до места назначения?  То же самое напряжение испытывает ребенок, попадая в детский сад. И если взрослые, в большинстве своем, как-то могут влиять на свой выбор, то у детей такой возможности нет. Решение оставлять ребенка на некоторое время в детском учреждении принимают родители. И они же несут за это решение полную ответственность.

Взрослым надо отдавать себе отчет, что самое сложное для маленького человечка – это отрыв от матери и нахождение в чужой для него обстановке, особенно если до этого он такого опыта не имел. Ребенок до определенного возраста не совсем понимает, что мама уходит не навсегда, что она обязательно за ним вернется. И это непонимание делает его несчастным, он чувствует себя одиноким и брошенным. Добавим к этому отсутствие навыков общения в детском коллективе и совместной конструктивной деятельности, и получим негативное впечатление и о самой этой ситуации, и о жизни в целом.

Последствиями затянувшегося стресса могут быть устойчивые страхи, отказ от общения как с детьми, так и со взрослыми, регресс в поведении и самообслуживании, потеря аппетита, изменение двигательной активности (как в сторону заторможенности, так и в сторону гиперактивности), снижение иммунитета. Общая подавленность ребенка приводит к остановке процесса познания мира, а иногда еще и к откатам к предыдущим стадиям развития. Продолжительность и глубина указанных отклонений зависит от возраста, психофизического типа и особенностей характера.

Кратковременная адаптация обычно длится от 2 до 6 недель, долговременная – 6-9 месяцев.

Адаптация ребенка в монтессори-группе

Адаптация ребенка в монтессори-группеЧем же можно помочь и как облегчить процесс адаптации малыша к детскому учреждению?

Во-первых, правильный выбор самого учебного заведения. Будет очень хорошо, если вы заранее сможете прийти на занятия, понаблюдать за другими детьми, что они делают, как строится их день, как они взаимодействуют друг с другом и как с ними общаются взрослые.

Во-вторых, ребенку будет значительно легче влиться в коллектив и отпустить маму, если он уже имеет такой опыт. Приучайте его понемногу к другим людям, оставляйте ненадолго, объясняя куда и зачем вы идете и обещая вернуться в самом скором времени. Таким образом, у ребенка сформируется положительная реакция на новые события в его жизни, возникнет уверенность, что все будет хорошо, что мама всегда с ним, даже если ее нет в поле зрения. Полезно также придумать некие прощальные ритуалы, которые будут повторяться день за днем, это снимет тревожность у ребенка и позволит ему сосредоточиться на процессе познания мира.

Помогает также примириться с новыми условиями любимая детская игрушка или даже фотоальбом с семейными фотографиями.

За пределами детского сада необходимо больше времени проводить с ребенком, давать ему больше положительных эмоций, телесных контактов, безусловного и позитивного принятия.

И самое главное — если мама спокойна, то это спокойствие передается и ребенку. И тем быстрее происходит процесс адаптации у малыша и тем больше времени и сил остается у него для работы и учебы.

В монтессори-группе адаптации новых детей уделяется большое внимание.

В первый раз ребенок приходит ненадолго через некоторое время после начала занятия. Так он видит, что остальные дети уже  работают. Постепенно увеличивая время нахождения, можно оставлять его до момента, когда все уходят домой. Главное, не пропускать посещения группы, пусть ребенок видит, что это не временное развлечение, а действительно серьезная работа, как у папы и у мамы. Это даст ему ощущение уверенности в своих силах и будет способствовать формированию адекватной самооценки.

Адаптация ребенка в монтессори-группеК тому же важен конструктивный опыт общения с педагогом, который становится значимым взрослым и, таким образом, является еще одним образцом для подражания. Педагоги помогают малышам осознавать свои эмоции, прислушиваются к их проблемам, предлагают найти решение из конфликтных ситуаций. Дети учатся договариваться и выстраивать отношения друг с другом, формируя навыки  социализации и доверительное отношение к окружающему миру. Такой подход к ребенку, в сочетании с работой в специально подготовленной и адаптированной к возрасту среде, дает быстрые и очень хорошие результаты.

Успешный опыт адаптации, полученный в раннем детстве, приведет в дальнейшем к построению гармоничной личности, имеющей позитивное мнение о себе и об окружающем мире, способной выстраивать с другими людьми полноценные и гармоничные отношения.

Детский развивающий центр «Апрель»