Что такое методика Монтессори

Что такое методика МонтессориМетодика Монтессори, или педагогика Монтессори – это известная практика воспитания, целая система методик, придуманная талантливым итальянским педагогом Марией Монтессори, еще в начале двадцатого века. Впервые была применена в 1906 году на детях, отстававших в развитии. Со временем данную практику стали использовать во многих воспитательных учреждениях.

Особенность методики состоит в том, что к каждому отдельно взятому ребенку педагог подходит индивидуально. В соответствии с данной методикой, сначала готовится среда, затем выбирается дидактический материал, составляется план занятий, их продолжительность, нагрузка и т. д. В центре методики находится глубокое уважение к ребенку и признание его самостоятельности.

Главные принципы методики Монтессори:

  • разработка программы заcentr1нятий индивидуально для каждого ребенка;
  • предоставление свободы действий;
  • максимальное невмешательство в его деятельность.

Расскажем немного подробнее о том, почему так важна специально подготовленная среда для ребенка. Без нее вся система Монтессори не будет функционировать. Ведь именно она дает возможность раскрыться ребенку, выявить его потенциал, грамотно расставить приоритеты в воспитании, постепенно освободиться от опеки взрослых и стать самостоятельным. И поэтому среда, которая окружает ребенка, должна этому соответствовать.

Все, что окружает вашего ребенка и чем он активно пользуется, должно подходить ему по росту и пропорциям. Это, в частности, касается предметов гигиены, одежды, мебели, своего личного уголка. Детям дается возможность самим выбирать место для занятий, переставлять мебель. Они учатся при этом вести себя тихо, чтобы не мешать другим. Также дети приучаются относиться бережно и осторожно к хрупким вещам, знать им цену. Все материалы доступны и находятся непосредственно в поле зрения ребенка, он может ими пользоваться, но каждый материал находится лишь в единственном числе. Это помогает им социально развиваться и учитывать потребности других людей.

Отдельную роль в методике Монтессори выделяют взрослым и педагогам. По мнению самой Монтессори, когда ребенок, взрослея, стремится к независимости и свободе — это является естественным биологическим процессом.

Что такое методика МонтессориДетям, помимо свободы движений, необходимо тянуться к новым знаниям, удовлетворять духовные потребности. На данном этапе развития взрослый человек должен поддерживать тягу к знаниям и стать «путеводным маяком», грамотно и мягко направляющим ребенка. Тут действует принцип «Помоги мне сделать самому».

В самом ребенке и происходит процесс познания и обучения, ребенок — сам себе учитель, взрослые просто слегка помогают ему и поддерживают в процессе, становясь наблюдателями. И так как каждый отдельно взятый ребенок имеет различный эмоциональный фон, план занятий разрабатывается для каждого индивидуально. Педагог распознает фазы чувствительности и ведет ребенка к деятельности, которая его интересует, раскрывая в нем потенциал. Но у него все равно остается право выбора, чем он хочет заниматься: рисовать, читать, лепить и т. д.

Класс разделяют на тематические зоны, заполненные разнообразными дидактическими материалами. Учитель в свою очередь не вмешивается в процесс саморазвития и не препятствует ему.

Что такое методика МонтессориОсновы педагогики Монтессори предполагают помощь в саморазвитии ребенка от момента его рождения. Главная цель – это исключить влияние всякого рода личностей, которые воспитывают людей по своему подобию, сводят процесс воспитания к кибернетическим понятиям. От взрослого человека, напротив, ожидается в общении с ребенком думать прежде всего о самом ребенке, о его будущем, и, в последнюю очередь, о себе самом.

Мария Монтессори всю жизнь совершенствовала свою систему, работая с детьми, отбирала наиболее эффективные и интересные методы воспитания, способные повлиять на развитие ребенка в лучшую сторону.