Мария Монтессори – величайший педагог ХХ века

Мария МонтессориОдной из самых значимых фигур в развитии педагогики ХХ столетия считается Мария Монтессори. Ее имя стоит в одном ряду с А. Макаренко, Дж. Дьюи и Г. Кершенштейнером. М. Монтессори разработала систему воспитания, основные постулаты которой используются по сей день в дошкольном воспитании в большинстве стран мира.

Мария Монтессори биография

Родилась Мария в 1870 году в Италии в семье профессионального военного. Она стала первой в стране женщиной, получившей медицинский диплом. Будучи врачом-ассистентом университетской клиники, Монтессори занялась изучением детских болезней. Применяя специальные упражнения в обучении умственно отсталых детей, Марии Монтессори удалось достичь поразительных результатов. Дети с отставанием в развитии догоняли и даже опережали в обучении здоровых сверстников.

Из области медицины Монтессори постепенно переходит в педагогику. Она активно изучает психологию, уделяя отдельное внимание вопросам развития человека, в частности факторам, влияющим на интеллектуальное становление ребенка. Начиная с 1904-го года, М. Монтессори занимается изучением и разработкой методов воспитания и развития здоровых детей.

Мария Монтессори Постепенно Монтессори разрабатывает собственную методику, основными принципами которой провозглашаются самостоятельность ребёнка, естественное психологическое, социальное и  физическое развитие, а также свобода в установленных границах. Путем длительных наблюдений за свободной деятельностью детей, педагогу удается создать и отобрать наиболее подходящие материалы, которые бы стимулировали развитие ребенка.

С 6 января 1907 года начинает работать первый «Дом ребенка», деятельность которого всецело строится на принципах Монтессори. В 1929 году открывается Международная Монтессори Ассоциация, которая и на сегодняшний день продолжает свою работу. Педагогика Марии Монтессори находит воплощение в системах образования многих стран. С началом Втоpой миpовой войны, Мария с сыном переезжает в Индию, где проводит семь лет. За этот период она обучила своей методике около 1000 педагогов.

При жизни Монтессори номинировали на получение Нобелевской премии мира. Скончалась великий педагог в 1952 году в Голландии. На сегодняшний день Ассоциации Монтессори функционируют в Германии, Франции, Италии, России, Японии, Китае и других странах. В мире насчитываются тысячи Монтессори школ.

Методика Марии Монтессори

Система Монтессори предполагает предоставление ребенку возможности находиться в естественных условиях. Взрослые должны принимать детей такими, какими они есть. Основная задача – обеспечить оптимальные условия для развития. В группах Монтессори ребенок преимущественно учится самостоятельно, к чему его побуждает наличие специально разработанной среды – Монтессори-материалов.

Montessori_ClassОсновные постулаты системы М. Монтессори:

  • Ребенку предоставляется полная свобода выбора и действий;
  • Отсутствует деление по возрастам: старшие учат младших, младшие тянутся за старшими.
  • Необходимо всего лишь заинтересовать ребенка, а развиваться он начнет сам.
  • Для занятий создается специальная среда: комната делится на 5-6 условных зон, каждая из которых оснащена Монтессори-материалами. Зоны соответствуют разным направлениям развития (социально-бытовые навыки, умственное, сенсорное и физическое развитие).

Главная идея методики звучит следующим образом: «Помоги мне сделать это самому!». Мария Монтессори считала, что роль учителя должна заключаться не в обучении, а в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка. Игровая форма обучения развивает творческий потенциал личности, а индивидуальный подход обеспечивает оптимальные условия для развития.