Сенсорные материалы. Шершавые таблички

 

В монтессори-методе при работе с материалами, наряду с вертикальным углублением по уровням сложности, также используется чередование видов деятельности с одним и тем же материалом.

Таким образом, ребенок может увидеть разные грани, усилить погружение в свое занятие и развить еще большую концентрацию. Навыки, которые ребенок получает, работая с материалом, он сразу может применить в окружающей его среде. Через концентрацию в работе ребенок нормализуется: увеличивается его духовный и ментальный потенциал, улучшается сенсорная чувствительность.

1. Доска для ощупывания (шершавая — гладкая)

Возраст:
2,5-3 года

Цель упражнения:
Развитие осязания путем различения структурных поверхностей и материалов.

Косвенная цель:
Развитие мелкой моторики, подготовка кисти руки к письму.

Материал:
1. Небольшая прямоугольная деревянная досочка. Одна ее половина гладкая, другая покрыта шероховатой бумагой.
2. Такая же по размеру и форме досочка, только шершавые и гладкие полоски чередуются друг с другом.

Презентация:
Педагог кладет на стол досочку. Полностью расслабив кисть одной руки, он проводит пальцами сверху вниз сначала по гладкой, потом по шероховатой поверхности. Повторяет эту презентацию 3-4 раза. Затем педагог предлагает ребенку самостоятельно повторить это упражнение.
Следующий этап: педагог берет вторую досочку и также расслабленно проводит теперь уже указательным и средним пальцами по разным полоскам. Начиная слева медленно переходит от одной полосочки к другой.

Что развивает:
Различение ощущения от гладкой и шероховатой поверхностей.

2. Усложнение. Доска для ощупывания (крупный – мелкий)

Возраст:
2,5-3 года

Цель упражнения:
Развитие осязания путем различения структурных поверхностей и материалов.

Косвенная цель:
Развитие мелкой моторики, подготовка кисти руки к письму.

Материал:
Коробка с небольшими прямоугольными деревянными досочками, которые попарно оклеены 5 видами шершавой бумаги. Совпадающие пары табличек с обратной стороны помечены точками одинакового цвета.

Презентация:
Педагог выбирает одну из досочек и выкладывает ее перед собой. Медленно и тщательно ощупывает ее, и таким же путем ищет среди оставшихся табличек похожую, располагая ее рядом с первой. Потом также наощупь сравнивает и выбирает пары из оставшихся табличек. Затем передает их ребенку, который повторяет это упражнение. Начинать занятие с материалом лучше с небольшого количества пар табличек.
Следующий этап: педагог оставляет только один набор досочек и смешивает их. Задача – найти табличку с самой крупнозернистой поверхностью. Когда она будет найдена, ее откладывают в сторону, и из оставшихся опять выбирают досочку с самой крупнозернистой поверхностью. И так выкладывают ряд из досочек по степени шероховатости от большего к меньшему.

Контроль над ошибками: через визуальный контроль (сравнение цветных точек на обороте).