Сенсорные материалы. Цветные таблички.?

Мария Монтессори утверждала, что в специально подготовленной среде абсолютно все, что окружает ребенка,  является для него учебным пособием. Так, сенсорные монтессори-материалы призваны развивать такие сферы чувств, как обоняние?, осязание, вкус?, слух?, барическое чувство, зрение?. Последняя форма содержит три группы материалов: различение форм, размеров и цветов.

Благодаря осознанию своих ощущений ребенок учится правильно использовать свои эмоции? и воспринимать мир во всей его многогранности?. Для каждой сферы чувств в монтессори-среде имеются материалы различной степени сложности ?‍. Обычно дети предпочитают повторять занятия до того момента, пока их потребность в них не будет удовлетворена. Затем они могут переходить на следующую ступень работы с материалами?‍?️.

Материал «Цветные таблички» подготавливает сознание малышей к изучению цветов и их дифференцированию?‍♂️. Дети начинают различать основные цвета, интенсивность их оттенков, а также учатся объединять предметы по цветовому признаку.

Цветные таблички содержат так называемые базовые цвета, из которых комбинируются все остальные цвета и оттенки?. Все таблички абсолютно одинаковые по всем параметрам, кроме цвета. По бокам таблички окантованы белыми планками, которые оттеняют основной цвет и визуально помогают отличить табличку одного цвета от другого.

Набор цветных табличек № 1.

Возраст:
1,5-3 года

Цель упражнения:
Изучение базовых цветов.

Материал:
Деревянная коробка, в которой содержится по две красных, две синих и две жёлтых таблички.

Презентация:
Педагог достает и перемешивает таблички, выбирает из них две одинаковых и выкладывает рядом друг с другом. Для того, чтобы цветовая поверхность была видна лучше, нужно взяться большим и указательным пальцем за белую планку таблички. Следующая табличка располагается внизу под первой парой, и к ней подбирается пара из оставшихся. Наконец, последняя пара выкладывается под первыми двумя. Дальше ребенок сам повторяет это упражнение.

Что развивает:
Зрительное восприятие различных цветов.

Контроль ошибок:
Совпадение пар табличек по цвету.

Набор цветных табличек № 2.

Для более старшего возраста упражнение можно усложнить, дополнив таблички другими парами цветов. Сначала к базовым цветам из упражнения 1 добавляются три пары смешанных: зеленый, фиолетовый, оранжевый – те, которые получаются в процессе смешивания основных цветов.

Следующими идут розовый, серый и коричневый и, в завершение, – белый и чёрный. В ходе работы ребёнок постепенно учится находить пары ко всем одиннадцати табличкам, а через некоторое время сможет запомнить и воспроизвести их названия.

Возраст:
3-4 года

Цель упражнения:
Изучить смешанные, а также белый и черный цвета.

Материал:
Деревянная коробка, в которой находится одиннадцать пар цветных табличек.

Презентация:
Цель упражнения повторяется — подбор одинаковых по цвету пар табличек.

Дальнейшее усложнение: педагог сначала сам отбирает цветные таблички и кладет их рядом. Затем он предлагает ребенку закрыть глаза. Педагог прячет одну из табличек и соединяет остальные, чтобы закрыть место пропуска. После того, как ребенок открывает глаза, он определяет и называет цвет недостающей таблички.

Набор цветных табличек № 3.

Работа с третьим уровнем цветных табличек посвящена сортировке цветов по их оттенкам — от самого яркого до самого светлого. Благодаря этому упражнению ребёнок учится различать оттенки согласно их интенсивности.

Возраст:
3-6 лет

Материал:
Коробка с 9-ю отделениями, в каждом из которых содержится по 7 табличек одного цвета, от самого бледного до самого яркого.

Цель упражнения:
Правильный подбор и работа с цветовыми оттенками.

Презентация:
Педагог перемешивает все таблички, затем выбирает две из них, наиболее отличающиеся по контрасту, кладет их рядом и сравнивает. Остальные раскладываются в соответствии с градуированием их оттенка. Следующий этап усложнения происходит, когда из разложенного цветового ряда убирают табличку и весь ряд сдвигают, закрывая место пропущенной таблички. Ребенок должен сам определить место пропуска, ориентируясь на визуальное ощущение слишком резкого перехода цвета.

Также таблички можно расположить по вертикали, по диагонали или сложить из них спираль. Здесь могут участвовать от одного до нескольких детей.

В процессе работы у детей ?возникает понимание цветового многообразия окружающего мира?. Благодаря упражнениям с цветными табличками дети улучшают своё цветовосприятие и замечают самые тонкие различия в оттенках?. Этот навык помогает им в дальнейшем в научных наблюдениях, в освоении различных видов искусства, в творческих начинаниях?.