Система Монтессори и её применение в детских садах, центрах и дома

montessoti-komnataСистема раннего воспитания детей по методике Марии Монтессори становится все более популярной в наши дни. Будучи итальянским врачом-педагогом, она разработала свою философию обучения, основанную на сенситивных периодах развития ребенка соответственно его возрасту. Специально подготовленная среда, наполненная различными материалами и пособиями, помогает гармоничному развитию основных навыков — формирование речи, ощущение порядка, изучение маленьких предметов, новые физические движения или социальные навыки. Однако для правильного применения системы необходимо помнить о нескольких правилах.

  1. Выработка самостоятельных навыков

Как часто мы хотим помочь нашему чаду — подтолкнуть его к раннему чтению, помочь спуститься с лестницы, поднять нечаянно уроненные игрушки. Но следует помнить, что иногда взрослые — самое большое препятствие к самостоятельности ребенка. Мамы и папы должны обладать большим терпением, ведь ребенок делает сам все очень медленно. В системе Монтессори опытный педагог вначале всегда объясняет малышу, как управляться с новыми материалами, а затем дает время самому попробовать. И уж если точно ничего не получается, показывает на примере и задает дополнительные задачки. Так, постепенное отделение ребенка от родителей и навыки самостоятельности способствуют успешному взрослению личности.

  1. Большой выбор игровых материалов и предметов

montessori-materialiУ ребенка должен быть разнообразный выбор материалов и предметов для игры. Ведь заниматься с одними и теми же предметами ребенку становится просто скучно. Он по своей природе стремиться изучать все новое. Чувствительность к различным материалам у ребенка складывается к 2-м годам и далее развивается еще больше, малыш начинает осознавать целостность и деление мира. Необходимо также предоставить возможность для практики различных двигательных и целенаправленных упражнений, что, в свою очередь, способствует развитию мозга. Развивающие тренажеры можно также найти на детских площадках или в специально подготовленных центрах.

  1. Окружение как во взрослой жизни

Окружающая ребенка среда должна соответствовать условиям, в которых живут взрослые люди. У нас у всех есть ответственность за что-то и обязанности, будь то работа, домашние дела или воспитание детей. Поэтому учиться готовить, знать, какие продукты бывают и как их приготовить, а также уборка дома, походы в магазины — неотъемлемая часть взросления. И чем раньше малыш освоит эти навыки, тем будет охотнее помогать родителям позже. В среде Монтессори существуют небольшие савочки, пластиковые овощи и ножи, развивающие пособия, творческие зоны и другие материалы, подготовленные для определенного возраста ребенка. К тому же, занимаясь по методике в детских центрах, вам не придется много затрачиваться на покупку новых материалов и игрушек, которые со временем приходится обновлять.

  1. Доступность материала для изучения

montessori-pomeschenieВ поле зрения ребенка обычно попадают предметы, находящиеся ниже пояса взрослого человека. Поэтому, в обучающей среде должно быть правильно расставлено оборудование и обеспечен свободный доступ. А для тех, кто уже умеет забираться по лесенке — дополнительный уровень материалов. Помещение также должно быть просторным, обеспечивая полную свободу между детьми, которые могут сидеть на полу на коврике или заниматься за столом. А когда один доиграл с каким-то предметом, второй терпеливо ждет своего друга и берет убранную на место игрушку заново.

  1. Собственный пример

Порой самое важное в системе Монтессори — это личный пример родителя или воспитателя, когда тот сам готов исправлять свои ошибки и постоянно совершенствоваться. От личных качеств родителей и подготовки конкретного педагога зависит будущее отношение к миру ребенка. И младшее поколение должно понимать, что в будущем они смогут стать такими же успешными и счастливыми как их родители. И даже лучше.