Упражнения практической жизни (УПЖ)

Одним из первых этапов познания окружающего мира для маленьких детей в монтессори-педагогике являются упражнения практической жизни. Действия с обычными предметами домашнего обихода, с которыми взрослые люди обращаются уже в привычном для них ритме, малышам даются непросто.

Здесь используются сразу несколько сложных механизмов —  сначала надо научиться управлять своими движениями, одновременно анализировать поступающую от всех органов чувств информацию, следовать определенному алгоритму действий, концентрироваться и удерживать свое внимание. Эти упражнения очень важны, так как они закладывают необходимый фундамент дальнейшего развития будущей личности. Многократно повторяя одни и те же манипуляции с материалами, дети доводят навыки обращения с ними до автоматизма, устанавливая прочные нейронные связи в коре головного мозга.

В нашей монтессори-среде дети имеют прямой доступ к различным используемым в быту средствам уборки. Какие-то из них они видели у себя дома, с другими познакомились только в нашем центре. Но независимо от того, знают ли они, как обращаться с данными предметами или только наблюдали за процессом наведения порядка со стороны, у детей проявляется устойчивый интерес к этой важной сфере нашей практической жизни.  

Главная цель УПЖ включает в себя обучение навыкам личной гигиены и заботы об окружающем мире. Но, помимо этого, во время манипуляции с инвентарем у ребенка развивается координация движений, тренируется мелкая и крупная моторика, происходит выстраивание алгоритма действий, сохраняется длительная фокусировка внимания на процессе работы. Ведь это так интересно и одновременно сложно — сметать мусор сначала в кучку, потом на совок, а затем высыпать его в мусорное ведро. Таким образом закрепляются полезные навыки  в повседневной жизни, формируется позитивный опыт «Я все могу сам!»,  происходит знакомство с культурой поведения в обществе.

Взрослым людям сложно понять, насколько важно для детей научиться самостоятельно удовлетворять свои основные потребности. Раз за разом повторяя одни и те же движения, используя одни и те же материалы, ребенок приходит к осознанию, что этот увлекательный процесс становится простым и доступным и ему самому.

Упражнения практической жизни в нашей среде делятся на зоны общеподготовительных материалов, ухода за собой, заботы об окружающем мире.

Общеподготовительные упражнения включают в себя: пересыпание, переливание, перенос подноса, коврика, стула, стола и т.д. Эти упражнения способствуют развитию концентрации внимания, мелкой моторики, памяти, а также являются подготовкой к более сложным занятиям.

Уход за собой и своими личными вещами подразумевает: самостоятельное одевание и раздевание, складывание одежды, умелое обращение с застежками и шнурками, мытье и вытирание рук, приготовление и прием пищи, сервировку стола. Научившись навыкам самообслуживания ребенок получает независимость от взрослых в удовлетворении своих базисных потребностей, что дает ему ощущение самостоятельности.

Забота об окружающем мире — это  умение убирать воду со стола или с пола, подметать мусор, протирать пыль, поливать цветы, гладить утюгом, стирать, мыть посуду проращивать семена, пришивать пуговицы, чистить обувь и многое-многое другое.

Все большие достижения начинаются с маленьких успехов, и упражнения практической жизни закладывают уникальные способности к дальнейшему школьному обучению, стремлению к достижению своих целей, формированию интереса к жизни и получению новых знаний.