Зона для упражнений в установлении причинно-следственных связей

Для полноценного развития ребенку необходима такая окружающая обстановка, которая удовлетворяет его потребности в познании и дает пищу для размышлений. И здесь на помощь может прийти специально подготовленная монтессори-среда, позволяющая ребенку получать информацию и новые впечатления, накапливать опыт.

Монтессори-метод заключается в том, чтобы научить ребенка упорядочивать этот опыт и соединять приобретенные знания в одно целое. В правильно подготовленной монтессори-среде дети имеют возможность активно осуществлять  исследовательскую деятельность: найти, внимательно рассмотреть, ощупать, покрутить, разобрать, испытать на прочность, попробовать на вкус. Ребенок пытается понять причины того, что происходит с ним и вокруг него, соответствующую последовательность и взаимосвязь предметов и событий. Он пробует, экспериментирует, делает выводы и снова пробует действовать. В зоне установления причинно-следственных связей этому познанию мира способствуют различные коробочки с выдвижными шкафчиками, большое и малое зубчатое колеса для вращения, скаты для шариков, модуль с дверцами и замками и многое другое.

Материалы буквально притягивают ребенка и вызывают интерес и желание изучить их поглубже. Возникает внутренняя мотивация на  почве любознательности и конструктивной работы с материалом. И это помогает малышу производить эксперименты и познавать мир. Ему интересно разобраться во всем самому, педагог лишь наблюдает за его деятельностью и ненавязчиво помогает ему настолько, насколько это действительно нужно.

Самостоятельно занимаясь с материалом, ребенок приобретает и совершенствует различные навыки. Он начинает понимать причинно-следственные связи, осознавать противоположности, видеть противоречия, делать выводы. Это вызывает у него стремление к исследованию окружающего мира и сосредоточенной работе — в результате нормализуется поведение. Дети ставят себе задачи и находят оптимальные пути их решения, попутно замечая и изучая взаимосвязи между предметами. Действия, ранее немного беспорядочные и произвольные, выстраиваются в ряд отработанных навыков. Простые алгоритмы усложняются и превращаются в более комплексные структуры.

Модульные материалы позволяют видеть процесс взаимодействия предметов окружающей действительности, устанавливать причинно-следственные связи между ними. Когда ребенок засовывает шарик в отверстие, тот исчезает, но потом шарик снова выкатывается. После множества повторений в мозгу формируется принцип, что когда шарик вкладывается в эту коробочку, он скоро снова выкатится. Малыш делает вывод, что предметы (и, соответственно, люди), когда пропадают из поля его зрения, исчезают не насовсем, а продолжают существовать где-то за пределами его видения. Затем у него возникает логичный вопрос – а как и почему он катится?  И он начинает новое исследование: изучает, взаимодействует и находит ответ на свой вопрос.

Развивающееся таким образом мышление дает детям возможность предусматривать заранее результаты своих действий и понемногу учит планировать свою деятельность, что, безусловно очень пригодится им во взрослой жизни.