Впитывающий разум

Эволюция поставила перед нами весьма сложную задачу: человеку стало жизненно необходимо быстро усваивать огромное количество информации и уметь грамотно применять ее в дальнейшей жизни. И если животные от природы получают программу и всего лишь инстинктивно следуют ей, то человеку для развития своего природного потенциала жизненно необходима человеческая среда. В современном мире для процесса адаптации генетически  заложенных инстинктов уже недостаточно.

Особенно это важно в отношении детей — им нужно не только построить себя в качестве полноценных личностей, но и стать членами общества, в котором они будут находиться в течение жизни, а также выполнить свое предназначение, ради которого они пришли в этот мир.

Любопытно, что ум детей от 0 до 3 лет настроен таким образом, чтобы путем наблюдения за окружающим миром впитывать и сохранять все необходимые им сведения из среды собственного обитания. Это и позволяет им в поразительно короткий период времени научиться всему, что необходимо для самостоятельной жизни. Столь стремительное развитие в первые 3 года жизни просто поражает нас, взрослых. Из беспомощных  младенцев они становятся осознанными людьми, без особых усилий познающих язык, обычаи, верования, привычки людей из своего ближайшего окружения. Впечатления от внешнего мира настолько глубоко укореняются в их сознании, что, по выражению Марии Монтессори, в прямом смысле формируют их «умственную плоть».

Благодаря впитывающему разуму они запоминают абсолютно все, что происходит вокруг них и воплощают в дальнейшем это в своей жизни. Однако этот процесс происходит тем быстрее, чем больше любви и уважения ребенок испытывает к тому взрослому, чей пример он перенимает (родители, бабушки и дедушки). Маленькому ребенку необходимо проявлять и получать безусловную любовь в окружающем мире, тогда и процесс адаптации и наполнения знаниями будет происходить быстрее и полноценнее. В монтессори-классе таким значимым человеком для малыша становится педагог, который дает ему возможность перенимать опыт благожелательного взаимодействия с окружающей средой.

«Окруженный любовью и радостью, он узнает обо всем непреднамеренно, постепенно переходя от неосознанности к осознанию.» Мария Монтессори

Что же такое впитывающий разум?

«Впитывающий (или абсорбирующий) разум» — термин, введенный Марией Монтессори более 100 лет назад. Благодаря многолетним наблюдениям, она обнаружила уникальную способность мозга маленьких детей без каких-либо усилий, как губка воду, впитывать любую информацию из своей окружающей среды. Эта информация воспринимается и хранится на уровне подсознания, чтобы в нужный момент проявиться и поучаствовать в формировании навыков, привычек и черт характера. При внешнем спокойствии и расслабленности внутри ребенка происходит серьезнейшая работа, усваивается огромное количество сведений, необходимых для выживания и адаптации. В течение первых 3 лет происходит формирование и развитие речи, координация и усовершенствование движений, осознаются базовые потребности тела (еда, туалет, одевание, гигиена и т.д.). И все это происходит совершенно неосознанно и абсолютно незаметно для посторонних наблюдателей.

В этот период закладываются психические и физические особенности, которые в будущем будут определять характер и привычки человека. Ведь ребенок приходит в наш мир, не зная о человеческой культуре буквально ничего. Он не умеет ни сидеть за столом, ни есть столовыми приборами, ни одеваться, ни разговаривать, ни ходить, ни ухаживать за животными, ни общаться с другими людьми. Обучаясь всему этому, он постоянно считывает модели поведения своих родителей и близких людей. Все его представления об окружающем мире складываются из неосознанных впечатлений, заложенных в глубине его мозга. Малыш даже не задумывается о том, где он научился тому или иному действию.

«Из неосознанного существа, мало-помалу, подобно постепенному восходу солнца, формируется интеллект». Мария Монтессори

 Основываясь на этом феномене, в монтессори-педагогике принято считать, что ребенок этого возраста не поддается обучению со стороны взрослых в традиционном понимании. Ребенок еще не воспринимает классно-урочную систему, он обучается и строит свой интеллект самостоятельно, независимо от внешних вмешательств. Единственное, что могут сделать взрослые – это создать благоприятную для развития среду и предоставить ему возможность свободного взаимодействия с ней, чтобы открылись его способности, с которыми он пришел в этот мир.

Мария Монтессори писала о том, как было бы прекрасно, если бы взрослые могли так же непринужденно, играючи, как это делают дети, познавать все новое, а потом так же легко извлекать эти знания из памяти, чтобы применить их в нужный момент. Но, к сожалению, взрослым людям этот способ постижения более недоступен. В нашем мозгу уже включается другая программа, функционально отличающаяся от впитывающего разума ребенка.

По мере роста, мозг ребенка постепенно утрачивает эту функцию. В процессе дальнейшего развития ребенок открывает в себе все впитанное ранее, но обрабатывает это по-новому и выводит на более высокий уровень. Например, даже если он сталкивался с формами или цветами, то сознательно обобщить и систематизировать их сможет только после 3 лет.

Что важно знать родителям?

Знание об уникальной способности впитывающего разума призывает нас к осознанному подходу к организации окружающей среды для наших детей. Родители могут помочь своему ребенку, предоставив все необходимые средства для его развития и совершенствования, а также ответственно подойдя к его окружению, которое в дальнейшем станет для него достойным образцом для подражания.

Именно возраст от 0 до 3 лет особенно важен в формировании характера человека. Необходимо максимально использовать этот отрезок времени, чтобы дать ребенку возможность получить знания без утомительных вложений силы и воли. Понимание временности этого периода заставляет очень внимательно относиться к тому, чтобы жизнь  ребенка была наполнена радостными моментами, наполняющими разум ребенка приятными воспоминаниями и ощущениями. Нужно помнить, что если мы хотим чему-то научить ребенка, то мы должны постоянно следить за тем, какой пример мы сами подаем ему.