Этот материал направлен на понимание детьми порядковых структур и размеров предметов⚖. Благодаря ему дети познают понятия «выше – ниже»⛰, «больше-меньше»?, «глубже-мельче»? и т.д. Они изучают принцип последовательности, развивают логическое мышление, оттачивают мелкую моторику?♂️.
Возраст:
1,5-3 года
Прямая цель:
Показать различие размеров на примере соответствия отверстия и цилиндра.
Косвенная цель:
Развитие трех основных пальцев руки для правильного обращения с ручкой или карандашом. Предварительная подготовка руки к письму✍.
Материал:
4 деревянных блока, каждый с 5 отверстиями, и 20 округлых деревянных цилиндров (в группе 3-6 используется десятичный ряд блоков цилиндров). Первый блок содержит цилиндры, одинаковые в диаметре и изменяющиеся только по высоте. Во втором блоке высота остается неизменной, а ширина и глубина цилиндров равномерно уменьшается. Цилиндры, содержащиеся в третьем блоке, убывают одновременно и по высоте, и по диаметру. Четвертый — так называемый «ряд с обратным ходом» — где высота цилиндров равномерно убывает, а диаметр пропорционально увеличивается.
Презентация:
Рекомендуется начинать с блока № 2. Педагог тремя пальцами берется за верхушку самого большого цилиндра и выставляет его перед блоком. Так постепенно он достает все цилиндры и перемешивает их. Потом он берет любой цилиндр, рассматривает и щупает его, сравнивает цилиндр и отверстие друг с другом, и затем помещает цилиндр в подходящее отверстие. Так происходит со всеми оставшимися цилиндрами. Наступает очередь ребенка, который повторяет действия педагога. Так поочередно сравнивают и расставляют цилиндры в других блоках.
Дальнейшие упражнения:
— все четыре блока постепенно смешиваются, ребенок выбирает любой цилиндр и вставляет его в подходящее отверстие одного из блоков;
— ребенок выполняет это упражнение с закрытыми глазами;
— ребенок расставляет перемешанные цилиндры в равномерно убывающий, а затем в возрастающий ряд;
— ребенок начинает со среднего цилиндра и продолжает ряд вправо и влево;
— из упорядоченного ряда цилиндров один вынимают, остальные сдвигают, чтобы скрыть место пропуска. Ребенок должен указать, где не хватает цилиндра, и поставить его на соответствующее место в ряду.
Контроль ошибок:
При неправильном порядке цилиндры не попадают в нужное отверстие или проваливаются в него. А также визуально нарушается гармония ряда.?
Применение:
Ребенок ищет в окружающей среде другие предметы цилиндрической формы?