В системе Монтессори ребенку предлагается манипулировать реальными предметами, постепенно осваивая взрослую деятельность. Ведь детям обычно хочется делать то, что делают их родители в повседневной жизни. Поэтому они стремятся использовать те же вещи и совершать с ними те же действия – мыть посуду, стирать, гладить, подметать, мыть полы и т.д.
Если ребенку запрещают взаимодействовать с настоящими предметами, то он все равно может начать имитировать такую деятельность — с игрушками или другими вещами.
Поэтому очень важно давать возможность детям попробовать свои силы в настоящей деятельности и с настоящими объектами. Единственное условие – все эти предметы должны подходить для детской руки и соответствовали росту ребенка.
В монтессори-центре для этого оборудуется специальная зона практической жизни, где находятся все необходимые материалы.
Упражнение глажение белья относится к упражнениям практической жизни, помогающей ребенку освоить деятельность по уходу за собой.
В обучении навыку глажения белья есть несколько целей:
Прямая цель:
Научиться самостоятельно гладить и складывать свои вещи.
Косвенная цель:
Развитие самостоятельности, концентрации внимания, правильной координация движений. Запоминание алгоритма необходимых действий, тренировка кисти руки. Также развивает тактильные ощущения, развивает опрятность и аккуратность.
Материалы:
Небольшой электрический утюг, расположенная на уровне ребенка гладильная доска или детский столик, металлическая или силиконовая подставка для утюга. Под столом располагаются два контейнера – один с вещами для глажения, второй пустой. Розетку необходимо разместить вне доступа ребенка.
Презентация:
— Взрослый включает утюг в розетку, убедившись, что регулятор температуры расположен на самом минимуме. Загорается лампочка, взрослый обращает на это внимание ребенка.
— Достает тряпочку из контейнера и раскладывает ее перед собой на гладильной доске.
— Одну руку он прячет за спину, а второй берет утюг, подносит его к тряпочке и медленно разглаживает складочки.
— После того, как все складки разглажены, возвращает утюг на подставку и правой рукой дотрагивается до разглаженной тряпочки. Предлагает потрогать ребенку со словами: «Чувствуешь? Горячо».
— Аккуратно складывает и убирает готовую тряпочку в пустой контейнер. Предлагает оставшиеся тряпочки ребенку погладить самостоятельно.
— Взрослый обращает внимание ребенка на то, что каждый раз утюг нужно ставить на подставку, а не на гладильную доску.
— По окончании работы взрослый выключает утюг из розетки.
Расширение словарного запаса:
Во время работы используем следующие слова: утюг, лампочка, гладить, гладильная доска, нагреваться, включать, выключать, подставка для утюга и др.
Контроль ошибок:
Складки на выглаженном белье.
Важно!
В целях безопасности утюг может включать и выключать только взрослый. Во время работы ребенок все время держит вторую ручку за спиной, чтобы не схватиться за подошву утюга и не обжечься. При ребенке нельзя трогать регулятор температуры и нельзя проверять нагрев, дотрагиваясь до подошвы. Чтобы показать, что утюг действительно горячий, ребенку дают потрогать выглаженную тряпочку.