Нормализация

Цель Монтессори-педагогики – помочь ребенку через развитие своего потенциала максимально приспособиться к физическим и социальным требованиям окружающей среды. Но достаточно часто монтессори-педагогам при работе с детьми приходится встречаться с так называемым девиантным поведением (т.е поведением личности, отклоняющимся от общепринятых общественных норм).

В монтессори-классе, как правило, девиантное поведение нивелируется, стоит ребенку заинтересоваться какой-либо организованной деятельностью. Происходит нормализация – то есть  превращение неправильного поведения  в социально-приемлемое через сосредоточение на какой-то работе. Обязательное условие для этого – правильно организованная среда, обеспечивающая удовлетворение  физических и психических потребностей ребенка. Практически все отклонения в таких условиях проходят.

Для всех детей процесс нормализации проходит по-разному, для кого-то дольше, для кого-то  быстрее. Слушая свой внутренний голос, дети начинают заниматься тем, что приносит им успокоение и радость. Исчезают капризы, неупорядоченность, застенчивость, бездеятельность, необщительность. Происходит становление личности ребенка, его социальная адаптация и открытие своей индивидуальности. Возникает «спонтанная дисциплина», то есть дисциплина, идущая изнутри самого ребенка. Он становится способен делать самостоятельный выбор, нести за него ответственность и принимать решения.

М.Монтессори писала: «Переход из одного состояния в другое всегда сопровождается работой, которую руки делают с конкретными вещами, работой, требующей концентрации сознания. Этому психологическому событию, которое напоминает лечение взрослых психоанализом, мы дали специальное название «Нормализация».

Концентрация на интересном занятии, которым ребенок может быть полностью поглощен, ведет к упорядочиванию его поведения. Как только совершенствуется способность детей сосредотачиваться, их мышление и интеллект тоже улучшается. Новые исследования доказывают, что, благодаря раннему приобретению навыка концентрации, дальнейший процесс обучения у детей в школе и в институте был более успешным, подростки  показывали более высокие показатели интеллектуального развития и были более успешными годы спустя.

Концентрация происходит от заинтересованности и ведет к нормализации – глубокому самостоятельному процессу обучения ребенка, опирающегося на свой внутренний потенциал. Если малыш растет и развивается в подходящих ему  условиях, то он следует своему плану развития и становится счастливым человеком в гармоничном обществе.

«Всякий раз, когда происходит поляризация внимания, ребенок совершенно меняется, делается более спокойным, почти интеллигентным и восприимчивым». (Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе)

Нормализованным можно назвать такого ребенка, который добровольно настроен на самостоятельную конструктивную работу, с удовольствием совершает полезные поступки,  не чувствует усталости при выполнении своих заданий, а, наоборот, испытывает радость и воодушевление от них.

Чем младше ребенок, тем более тесно связаны между собой его психическая и физическая жизнь и тем более гармоничной личностью он является. Но если ребенка грубо ограничивают от общения с окружающей средой (например, много времени он  находится в коляске, в манеже, вынужден долго неподвижно сидеть на обучающих занятиях), он не сможет полноценно проявлять свои потребности и в будущем не сможет научиться полностью осознавать их.

В Монтессори-группах дети до 3 лет нормализуются достаточно быстро. Это связано с тем, что в раннем возрасте дети еще не так подвержены разрушительным последствиям ошибочного воспитания, поэтому им легче нормализовать свое поведение. После 3-х лет они уже более склонны к девиантному поведению что часто ведет к следующим отклонениям:

Отклонения от нормы:

— Ложь, неуемная фантазия, страхи, постоянное непослушание;

— Застенчивость, раздражительность, обжорство, беспорядочные и разрушительные движения;

— Жажда обладания, задавание вопросов без ожидания ответов, сильная психологическая привязанность и т.д.

Причины, приводящие к отклонениям:

— Ограничение в движении;

— Желания ребенка часто подавляются волей взрослого;

— Дети часто бывают предоставлены сами себе и не имеют подходящей окружающей среды для развития.

Способы нормализации:

— Глубокое сосредоточение ребенка на определенной работе;

— Предоставление стимулов к деятельности, привлекающие его пристальное внимание;

— Использование предметов по назначению, что способствует интеллектуальному развитию ребенка и упорядочиванию его мышления;

Признаки нормализованного ребенка:

— Концентрация на непрерывной работе;

— Спонтанная дисциплина;

— Умение владеть собой;

— Послушание, любовь к порядку;

— Способность самому выбирать себе занятие;

— Радость от работы и применения своих способностей.

— Адаптированность к реальному миру и окружению;

— Независимость и инициативность.

Если ребенок нормально адаптируется, чувствует себя гармонично в окружающем его мире, то он реализует весь заложенный в нем потенциал. Радость, которую испытывают дети в Монтессори-группах – не от развлечения или потакания капризам. Это радость от правильного применения своих способностей, которые в них заложила природа.

P.S. Приглашаем вас посетить наш детский центр в городе Долгопрудный. Мы проводим занятия по системе Монтессори для малышей от 8 месяцев. Чтобы узнать подробную информацию о нашем центре задавайте вопросы или приходите на пробное занятие. Будем рады видеть вас в нашем детском центре «Апрель»!