Общее недоразвитие речи. Алалия.

Правильная, грамотная речь является одним из главных компонентов успешного человека. К сожалению, все чаще специалисты диагностируют проблемы в этой области у детей дошкольного возраста. Как определить, нет ли проблем с развитием речи у малыша? Когда родителям стоит начать бить тревогу?

Если ребенок находится в постоянном общении со взрослыми, не является умственно отсталым, его речевой аппарат не содержит патологий, но речь к определенному возрасту так и не сформировалась, то это повод для обращения к специалисту. Алалия диагностируется у детей 2,5-3 лет и выражается в том, что у ребенка частично или полностью отсутствует речевая функция при наличии полноценного слуха. Обычно эта задержка связана с органическим повреждением коры головного мозга, точнее тех зон, которые отвечают за развитие речи. В настоящее время эта проблема обнаруживается приблизительно у 1% дошкольников и у 0,2% детей школьного возраста; причем чаще всего — у мальчиков.

Ребенок не до конца понимает смысла услышанных слов и не идентифицирует их звучание с конкретными вещами. Часто он повторяет предложения, сказанные окружающими. Если речь есть, то чаще всего она бессвязна, состоит из набора звуков и сокращенных слов, вплоть до объединения нескольких слов в одно.

Также нарушению речи сопутствуют и неврологические отклонения: неразвитая моторика рук, «неуклюжесть», разболтанность в движениях. Таким детям сложно ухаживать за собой: завязывать шнурки, застегивать пуговицы, они быстро устают, не могут долго сосредотачивать свое внимание на одном действии. При этом обычно у детей с данным диагнозом наблюдается сохранный интеллект и способности к обучению, и при своевременном обращении к специалисту алалия успешно поддается коррекции.

В нашем Центре специалист-нейропсихолог проводит диагностику и индивидуальные консультации по вопросам нарушения и отсутствия речи. На основании результатов обследования ребенка и предполагаемых причин речевого расстройства, может быть назначена индивидуальная коррекция, а также дополнительные занятия, стимулирующие запуск и развитие речи.