«Вся жизнь ребенка — это движение к совершенствованию себя, к завершению созидания в себе человека.»
Мария Монтессори, «Помоги мне сделать это самому»
В тоддлер-классе основной упор делается на подготовку ребенка к взрослой жизни – приобретение самостоятельности и получение независимости от взрослых. Мария Монтессори писала в своих трудах, что это одна из главных потребностей детей в этом возрасте, и основная задача взрослых – создать им необходимые условия для приобретения навыков самообслуживания. Начинается это обучение с детской раздевалки, ведь процесс переодевания как никакое другое действие включает в себя все сензитивные этапы взросления и становления личности ребенка.
Во-первых, это приучение к обдуманному, упорядоченному движению, приводящему к конкретным результатам. Ученые установили, что в раннем возрасте физическое развитие непосредственно связано с интеллектом – регулярно повторяемые движения развивают мозг гораздо лучше, чем занятия по учебникам. Закладывается определенный алгоритм действий, способствующий и сенсорному, и физическому, и речевому развитию. Ребенок познает свое тело, учится порядку, набирает словарный запас, тренирует одновременно крупную и мелкую моторику.
Во вторых — его движения приобретают целенаправленность, у него появляется бесценная возможность контролировать себя, учиться на своих ошибках и набирать собственный опыт. Все это способствует удовлетворению потребности в ощущении собственной значимости и уверенности в себе.
В третьих — он учится терпению и умению доводить дело до конца, несмотря на трудности в достижении своих целей.
В четвертых, когда ребенок научился одеваться сам, он стремится помогать другим – например, снять или надеть обувь младшим детям, застегнуть или расстегнуть им одежду. Этот порыв надо обязательно поддерживать и стимулировать, поощряя желание ребенка заботиться о других людях.
Взрослым, при обучении детей переодеванию, важно придерживаться главного принципа монтессори-педагогики: «Помоги мне сделать это самому». Во всем, с чем ребенок может справиться сам, мы помогаем только в самом крайнем случае. Нужно просто дать ребенку на это столько времени, сколько ему потребуется на овладение этим навыком, ни в коем случае не торопя и не подгоняя его.
Когда начинать учить одеваться:
Уже с ребенком до года можно начинать комментировать свои действия во время переодевания, называя его части тела и предметы одежды, ее свойства (теплая, мягкая и т.д.).
С ребенком постарше можно применять прием «рука в руке». Взять ручку ребенка и своей рукой просунуть ее в рукав кофточки, озвучивая свои действия. Со временем малыш привыкнет и сможет проделать это движение сам.
После 2 лет у детей пробуждается стремление с самостоятельности. Это самое благоприятное время для обучения одеванию. Им становится интересно, появляется желание преодолевать трудности. Следует поощрять это желание и давать им побольше свободы и возможности поэкспериментировать с одеждой.
Как правильно учить одеваться:
Первый этап. Взрослый показывает части одежды и объясняет ребенку, что они сейчас будут делать.
Второй этап. Взрослый совместно с ребенком (прием «рука в руке») демонстрирует, как правильно одеть ту или иную вещь. Дальше малыш пробует делать это сам, с небольшой помощью взрослого, если она понадобится. Можно также подбадривать его положительными комментариями.
Третий этап. Движения переходят в разряд «автоматических», и ребенок производит все манипуляции абсолютно самостоятельно, без помощи взрослых.
Однако следует помнить, что все дети развиваются по-разному, и у каждого свой индивидуальный темп обучения. Поэтому не следует торопить малыша, нужно набраться терпения и дать ему возможность самому отработать нелегкий навык переодевания.
Если у ребенка долго что-то не получается сделать самому, нужно своевременно придти ему на помощь, чтобы не закрепить у него ощущение тщетности всех его усилий. Пусть с помощью взрослого, но все-таки он доведет дело до успешного завершения.
Как выбирать одежду:
1) Одежда, которую малыш будет одевать сам, должна быть удобной, без сложных застежек, завязочек, шнурочков, пуговиц, которые ребенок не способен пока сам застегнуть.
2) Ворот футболки, кофточки или свитера не должен быть узким, чтобы голова ребенка не застревала, а проходила свободно. В противном случае, ребенок может испугаться или расстроиться и не захотеть больше одеваться сам.
3) Рекомендуется покупать одежду с различным передом и спинкой, так как дети часто надевают одежду задом наперед. Если спереди будет рисунок или вышитая картинка, это поможет малышу не путаться, и одеться правильно.
4) Носки и колготки не должны быть тугими, должны легко натягиваться, не должны содержать внутри спутанных ниток, чтобы пальчики ребенка не застревали в них.
5) Обувь должна быть широкая, не слишком высокая, с удобными застежками (молния или липучки).
Что может малыш от одного до полутора лет:
— принести по просьбе взрослого нужный предмет одежды,
— подать ручку, чтобы просунуть в рукав кофточки/куртки,
— вытянуть ножку для надевания обуви,
— поднять головку при застегивании молнии или завязывании шапки.
От полутора до двух лет:
— может снять с себя шапку, куртку, сапожки, носочки.
— с небольшой помощью взрослых – снять ботинки или кроссовки,
— стянуть с себя шорты, колготки, трусики,
— самостоятельно застегнуть и расстегнуть застежку-молнию.
С двух до трех лет:
— может снять/надеть платье, кофточку, футболку,
— снять/надеть трусы, носки, колготки, брюки.
— снять/надеть куртку, сапоги, шапку.
Родителей часто интересует вопрос, насколько важно обучать ребенка одеванию в раннем возрасте, ведь, по мере взросления, он рано или поздно научится этому сам?
У ребенка, которого одевают, как куклу, формируется привычное ощущение зависимости от взрослых, закрепляется поведение беспомощности. При возможности учиться быть самостоятельным, он и не останется в позиции пассивного наблюдателя и не будет в дальнейшем ждать, что все за него сделают другие. К тому же умение самому одеваться способствует развитию интеллекта и речи. Укрепляется кисть руки, пальчики приобретают ловкость, развиваются суставы рук и ног, а также налаживается координация движений. Это также отличная возможность научиться анализировать свои действия и тренировать мозг ребенка в установлении причинно-следственных связей.
Безусловно, этот подход потребует от родителей огромного терпения и четкого тайм-менеджмента. Зато в награду ребенок получит бесценный опыт прикладывания результативных усилий для достижения своих целей.