Приготовление пищи и сервировка обеденного стола — одни из первых упражнений практической жизни, в которых малыши могут участвовать с самого раннего возраста. Им очень нравится процесс накрывания на стол, ведь ношение предметов является одним из необходимых этапов развития, и обычно доставляет детям большое удовольствие.
Чтобы ребенку было легче научиться делать это самому, лучше всего разместить детскую посуду в зоне его доступа, освободив место на нижней полке кухонного шкафчика. Предметы для сервировки должны быть расположены в том порядке, в котором они будут использоваться при накрывании на стол. Также важно, чтобы посуда не отличалась по форме и цвету, а у каждого прибора было свое место. Маленьким детям сложно понять разницу между глубокой и мелкой тарелкой, между ложкой и вилкой, между чашкой и кувшинчиком. Со временем в их сознании закрепляется процесс классификации и выбор посуды становится автоматизированным навыком.
На полочке располагают 3-4 глубоких тарелочки и рядом с ними столько же мелких (подойдут также блюдца). Также здесь следует поместить несколько маленьких чашечек, кувшинчиков и два стеклянных кувшина побольше (для воды и другого напитка на выбор). Вся посуда должна быть стеклянной или фарфоровой, так как ее хрупкость имеет большое значение для презентации последствий небрежного с ней обращения. Если давать вещи, с которыми ребенок должен обращаться бережно, не разбрасывая, то это даст ему возможность развить точные, подвластные его контролю движения, научит его заботиться об окружающей его среде. Безусловно, при использовании бьющихся предметов, взрослые должны всегда находиться рядом. Но если происходит неприятность, и посуда была разбита, еда разбросана, а вода пролита — мы показываем ребенку, как можно решить эту проблему и убрать за собой. Таким образом мы демонстрируем возможность исправления своих ошибок, как неотъемлемую часть процесса обучения.
Также мы показываем, как правильно переносить посуду, чтобы не выронить ее. Малыш должен держать тарелку обоими руками, придерживая ее сверху большими пальцами. Если он накрывает на стол вместе с родителями, то и им также нужно нести тарелку двумя руками. Ребенок повторяет то, что видит, и ему будет непонятно, почему взрослый может нести по стакану или тарелке в каждой руке, а ему необходимо нести один предмет двумя руками. Если же накрыть нужно быстро, то можно использовать поднос и перенести на нем несколько предметов сразу.
Кроме посуды, на полочке также можно разместить бумажные салфетки, детский фартучек для еды и индивидуальную подстилочку. В монтессори-центрах обычно используют плотную салфетку, на которой вышиты заметными яркими нитками контуры тарелки, чашки, кувшинчика, ложки и вилки. Таким образом, сначала ребенок раскладывает салфетку, потом на соответствующие выделенные места ставит тарелку, чашку и кувшинчик, раскладывает вилку (слева) и ложку (справа). Благодаря этому функциональному материалу даже самые маленькие детки быстро усваивают правильную расстановку столовых приборов, и легко ее соблюдают в дальнейшем.
За столом ребенок также учится ухаживать сначала за собой, а в дальнейшем и за другими. Взрослый наливает немного воды в его маленький кувшинчик, а затем ребенок сам переливает воду в свою чашку. Рекомендуемая высота первого кувшинчика для ребенка — примерно 7-10 см. Как только ребенок научится хорошо переливать воду и не будет переливать ее через край, ему можно будет давать наливать молоко или сок, используя кувшинчик высотой около 15 см. Накладывать еду малышу лучше из общей тарелки, чтобы он видел, что она предназначается не только ему, но и всем членам семьи. Таким образом, он привыкает быть частью одного целого и делиться с другими.
Уборка со стола после еды – важная завершающая часть цикла деятельности и должна обязательно соблюдаться. Рано или поздно ребенок сам сможет счистить остатки пищи с тарелки и поставить ее в специальный контейнер или посудомоечную машину.
Иногда рекомендуется отказаться от посудомоечной машины и позволить ребенку своими руками мыть использованную посуду, подготовив для этого несложное упражнение практической жизни. Для этого понадобится два тазика (один нужен для мытья, второй — для ополаскивания), губка, детское средство для мытья посуды и сушилка. Ребенок будет с удовольствием наливать воду в тазики, вначале с помощью, а впоследствии самостоятельно. Когда посуда будет помыта и высушена, малыш может сам расставить ее на своей полочке в нужном порядке.
Таким образом, постоянно повторяя этот ритуал, тренируясь и приобретая опыт, ребенок со временем может помогать накрывать на стол для всей семьи. Предоставление возможности делать это самостоятельно означает для него, что его труд очень важен и ценится взрослыми.
Уборка со стола после еды – важная завершающая часть цикла деятельности и должна обязательно соблюдаться. Рано или поздно ребенок сам сможет счистить остатки пищи с тарелки и поставить ее в специальный контейнер или посудомоечную машину.
Иногда рекомендуется отказаться от посудомоечной машины и позволить ребенку своими руками мыть использованную посуду, подготовив для этого несложное упражнение практической жизни. Для этого понадобится два тазика (один нужен для мытья, второй — для ополаскивания), губка, детское средство для мытья посуды и сушилка. Ребенок будет с удовольствием наливать воду в тазики, вначале с помощью, а впоследствии самостоятельно. Когда посуда будет помыта и высушена, малыш может сам расставить ее на своей полочке в нужном порядке.
Таким образом, постоянно повторяя этот ритуал, тренируясь и приобретая опыт, ребенок со временем может помогать накрывать на стол для всей семьи. Предоставление возможности делать это самостоятельно означает для него, что его труд очень важен и ценится взрослыми.