Мария Монтессори верила в силу заложенного природой потенциала ребенка, приводящего к становлению уникальной и самостоятельной личности. Для этого, как она считала, нужно давать ребенку свободу действий и обеспечивать его всем необходимым для развития. Совершенствуя свои умения, ребенок постепенно приобретает уверенность в себе.
Ему необходимо давать возможность тренироваться в самообслуживании: учить обращаться со столовыми приборами, салфеткой, губкой, шваброй, иголкой, ножницами и нитками. Становясь постарше, он должен научиться самостоятельно одеваться — застегивать и расстегивать одежду, ухаживать за собой — причесываться, мыть руки, чистить зубы, одежду и обувь.
«Чем раньше мы начинаем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а, следовательно, самостоятельных и свободных людей», писала М. Монтессори.
Но в Монтессори-методе принято обучать детей заботиться не только о себе, но и обо всем, что их окружает. Они все время практикуются в уходе за окружающей средой: протирают пыль, подметают полы, моют посуду, полируют зеркало, занимаются аранжировкой и поливают цветы, стирают и гладят белье.
Эти полезные навыки приходят к ребенку не с помощью устных инструкций педагога, а в результате систематических повторений и упражнений в полезной деятельности в специально организованной учебной среде. Каждый материал презентуется педагогом определенным образом, со строгой последовательностью действий. В зоне Упражнений практической жизни удовлетворяется двигательная активность (мытье стола, протирание пыли и т.д.), развивается концентрация (переливание, пересыпание и пр.), запоминается определенный алгоритм движений (мытье рук, стирка, мытье посуды), расширяется словарный запас.
Полировка зеркала.
МАТЕРИАЛ:
Зеркало, поднос для комплекта материалов, небольшая непромокаемая подстилка, баночка с жидкостью для полировки зеркала, маленькая плошка для переливания жидкости, аппликатор, рукавичка для полировки.
ЦЕЛИ:
Прямая: ребенок учится полировать зеркало. Косвенная: изучение новых движений, запоминание последовательности действий, совершенствование координации, тренировка пальцев и запястья, подготовка к процессу письма.
ПРОЦЕСС:
- Поднос с материалом переносим на под ставку рядом с зеркалом.
- Называем все предметы на подносе.
- Жидкость для полировки переливаем в маленькую плошку.
- Берем аппликатор, показываем, как обмакивать его в в жидкость для полировки.
- Медленными движениями наносим жидкость с помощью аппликатора на поверхность зеркала.
- Кладем аппликатор на место и берем рукавичку для полировки.
- Надеваем рукавичку на руку и медленно стираем с зеркала остатки жидкости, полируем его поверхность.
- По окончании работы все предметы складываем на поднос в той же последовательности, в которой они стояли на столе.
- Затем плошку моем, использованные аппликатор и рукавичку относим в контейнер для грязного белья.
- Заменяем запасные материалы и ставим поднос на место.
КОНТРОЛЬ ОШИБОК: остатки жидкости для полировки на поверхности зеркала.