Вальдорфские школы и школы Монтессори

Вальдорфские школы и школы Монтессори: сходства и различия

школы Монтессори

Мария Монтессори (1870-1952) Мария Монтессори (врач и антрополог) открыла первую Casa dei Bambini (что в переводе означает не «школа», а «Дом ребёнка») в Риме в 1907 году.

Рудольф Штайнер (1861-1925) Рудольф Штайнер основал Вальдорфскую школу в Штутгарте в 1919 году по просьбе директора табачной фабрики «Вальдорф‑Астория». Она предназначалась для обучения детей рабочих этой фабрики.

Мой опыт работы с обеими школами. В рамках этой небольшой статьи не представляется возможным полностью раскрыть всю философию этих двух великих педагогов, поэтому я делюсь лишь своими наблюдениями, полученными за последние 36 лет.

Когда я в 1970-71 годах впервые обучалась на курсах Монтессори в Центре обучения Марии Монтессори в Лондоне, благодаря моим сокурсникам, я познакомилась с Рудольфом Штайнером и прочла много его работ. Позже я старалась посещать Вальдорфские школы при любом удобном случае.

В последующий период я была активно вовлечена в работу школ Монтессори, изучая многие другие методы обучения, помимо Вальдорфского, выступая в роли «адвоката дьявола» для Монтессори, но неизменно возвращаясь к Монтессори, как системе, наиболее полно удовлетворяющей потребности детей и общества. Да, я предубеждена, но это основано на опыте. На мой взгляд, обе системы могут многое предложить нашим детям.

Сходства школ Монтессори и Вальдорф

Монтессори и Вальдорф являются наиболее эффективными педагогическими системами в современном мире для развития детей дошкольного возраста.

  • Обе опираются на многолетний опыт работы с различными детьми по всему миру.
  • Обе глубоко уважают ребёнка как индивидуальное, духовное, творческое существо и развивают детей исходя из личностных способностей и качеств.
  • Обе считают, что ребёнка нужно ограждать от стрессов современной жизни и чрезмерного (или неправильного) использования технологий, таких как телевидение и компьютеры.
  • Обе придают особое значение воспитанию ребёнка в целом: духовному, умственному, физическому, психологическому и творческому подходу в учебе, а не точному соблюдению учебного плана.
  • Обе подчёркивают важность естественной среды, отсутствия пластика, наличия контакта с природой и натуральными материалами.
  • Обе системы в преподавании отталкиваются от нужд ребёнка, считая, что это приведёт также к удовлетворению потребностей всего общества. Между прочим, школы Монтессори и Вальдорфские школы во время Второй мировой войны были закрыты нацистским режимом, потому что отказывались обучать детей государственной идеологии, уничтожая способность ребенка мыслить самостоятельно и развиваться как личность.
  • В обеих школах дети всех возрастов имеют возможность заниматься различной художественной деятельностью: музыкой, живописью, танцами и театром.

Отличия школ Монтессори и Вальдорф

Школа Вальдорф
Школа Вальдорф

Учебная программа Вальдорф. Академические предметы в Вальдорфских школах вводятся намного позднее, чем в школах Монтессори. Они, как и в традиционных школах, считаются необходимыми, но не приносящими удовольствие маленьким детям, и, чем дольше откладывать их введение, тем лучше. День воспитанника наполнен играми, сказками, рисованием, музыкой, искусством в целом, а обучение чтению, письму и арифметике начинается в возрасте около семи лет.

Монтессори. С другой стороны, доктор Монтессори, открыв свою первую школу раннего развития для детей 3-6 лет, столкнулась с тем, что несмотря на изобилие кукол и других традиционных игрушек, когда детям давали возможность заняться реальной работой, такой как приготовление пищи, уборка, уход за собой и окружающей средой, они полностью теряли интерес к обычным игрушкам и предпочитали реальную работу.

Позже, по просьбам родителей, которых потрясли появившиеся у детей из трущоб чистоплотность, благовоспитанность и радостное расположение духа, Монтессори придумала специальные материалы для обучения детей языку, математике и другим школьным дисциплинам и изучала реакцию детей на них. Занятия академическими предметами ни тогда, ни сейчас не были обязательными или принудительными, детям просто предоставляли возможность ими заниматься, и они делали это с удовольствием. Таким образом ребенок сам делает осознанный выбор в пользу своего саморазвития и познания нового.

Вальдорфские школы
Школа Вальдорф

Метод Вальдорф. Дети младшего возраста чаще всего занимаются чем‑либо в группах под руководством воспитателя. Обычные предметы изучаются более традиционным способом: учитель разговаривает, а группа детей сидит за столами и усваивает знания. Детей одного возраста собирают в постоянные группы, в идеале с учителем, неизменным во время шести лет обучения, и, следовательно, хорошо знающим своих учеников. Художественное воспитание всегда тесно переплетается с обучением обычных предметов в школе.

Монтессори. Социальное развитие более похоже на реальную жизнь, потому что детей не собирают в одновозрастные группы, а вместо этого группируют их по возрастным периодам (3-6 лет, 6-12 лет, 12-15 лет). Учитель занимается только с одним ребёнком одновременно, а также часто бывает, что один ребёнок обучает другого. Выбор того, что в данный момент изучать или делать, совершает ребёнок, а учитель, при необходимости, помогает. Акцентируя внимание на саморазвитие ребенка и коммуникабельности с другими детьми.

школа Монтессори
Школа Монтессори

Благодаря тому, что опыт ребёнка основывается на богатом взаимодействии с реальным миром и привычке использовать вещи по назначению, достигается высокий уровень творческих способностей. Дети изучают точные способы использования Монтессори‑материалов, так же как они изучали бы точные способы использовать пианино или скрипку; всякий опыт принимается во внимание и считается «ключом», открывающим новую дверь понимания для ребёнка. Такому способу использования материалов обучают и взрослых, адаптируя его, при необходимости, на основе постоянных наблюдений за детьми по всему миру в течение последних 100 лет.

Также для воспитанников школ Монтессори характерен высокий уровень академических знаний. Это связано со способностью к высокой концентрации внимания во время работы и с любовью к самостоятельным исследованиям, прививаемой с раннего детства (дети учатся узнавать о предмете намного больше, чем знает учитель, превращая процесс обучения деток в интеллектуальную игру). Выбор ребёнка и его концентрация внимания уважаются и защищаются от ненужных вмешательств.

Фантазия и воображение Вальдорф. В Вальдорфской философии игра считается работой ребёнка, и магия фантазии, такая живая в маленьких детях, является одним из существенных элементов взаимодействия учителя с ребёнком. Учитель включает рассказывание и воображение историй в учебную программу. Ребёнок может пользоваться почти какими угодно материалами, любыми возможными способами.

система раннего развития Монтессори
Школа Монтессори

Монтессори. В системе раннего развития Монтессори фантазия и воображение считаются значительной частью творческого процесса. Но в то же время, поскольку настоящий мир считается поразительным таким, как он есть, в первые шесть лет жизни детей знакомят с реальным миром во всех его проявлениях, а затем они пользуются полученным опытом в течение всей своей жизни. То, чем занимаются дети, называют «работой», а не «игрой», потому что эта детская деятельность уважается так же, как деятельность взрослых. Сертификация школ к сожалению, и та, и другая школы на сегодня не способны защищать и регулировать использование названий «Монтессори» и «Вальдорф». В обоих случаях это означает, что существуют школы, утверждающие, что они следуют учению своих основателей, но при этом одни руководители имеют разнообразный опыт и учителей, прошедших полноценное долгосрочное обучение, другие же, возможно, просто прочитали одну из книг по теме и решили открыть школу, в которой вообще нет профессиональных педагогов.

Существование неподготовленных учителей, заявляющих, что они обучают по методикам Вальдорфа и Монтессори, привело к формированию негативного впечатления о школах в обществе и образовательном мире, что осложняет родителям выбор достойной школы.

Как книги Рудольфа Штайнера, так и книги Марии Монтессори заслуживают внимательного прочтения, и в них содержится много информации для тех, кто хочет, чтобы воспитание основывалось на счастье и потребностях ребёнка, а не навязанном взрослыми распорядке.