Языковая зона

Благодаря применению открытий Марии Монтессори — сензитивных периодов и абсорбирующего разума — процесс развития речи в монтессори-среде происходит плавно, естественным путем. Главные условия для этого — правильно организованная языковая зона, создание доверительной атмосферы, поддержка и внимание взрослых к тому, что хочет выразить ребенок.

Сензитивный период развития речи происходит от 0 до 6 лет и характеризуется особой восприимчивостью к восприятию речи окружающих. Малыш слушает, как с ним разговаривают родители, старается повторять звуки, хочет выразить свои потребности и быть понятым.  В случае возникновения негативных факторов, таких как отсутствие полноценного общения со значимыми взрослыми, нарушение слуха, слишком большая сенсорная и шумовая нагрузка или смена языкового окружения, этот процесс может нарушиться и привести к патологиям развития речи.

Используя возможности абсорбирующего разума и сензитивные периоды, а также необходимые условия для успешного развития речи, в монтессори-среде разрабатывается разнообразная языковая среда, стимулирующая ребенка говорить и выражать свои желания, а также расширяющая его словарный запас. Дидактический материал языковой зоны состоит из реальных предметов и их уменьшенных моделей, а также карточек с изображением предметов, природных явлений, животных, птиц и т.д.

Чаще всего для работы в группе тоддлеров используют уже знакомые детям вещи, с которыми они сталкиваются дома: овощи, фрукты, посуду, одежду, инструменты и многое другое. Для изучения животного мира и крупногабаритных предметов используются уменьшенные модели. Дети изучают названия видов транспорта, насекомых, птиц, животных и др. Это позволяет им не только видеть, но и изучать с помощью органов чувств, манипулируя моделями, пробуя их на ощупь.

Также для работы в этой зоне используют так называемый трехступенчатый урок, призванный обогатить словарный запас ребенка. Он делится на три составляющих, поэтому называется трехступенчатым. На первом этапе педагог достает из корзинки или берет с подноса один из предметов, называет его и ставит на стол (или коврик) перед ребенком. Пока малыш берет его в ручки, рассматривает и изучает, педагог еще несколько раз произносит название этого предмета. Далее в том же ключе исследуются все остальные элементы данного материала.

Второй этап начинается, когда с данными предметами предлагаются различные способы взаимодействия – отнести на другой столик, поставить или положить в определенное место, дать педагогу, показать или спрятать. Таким образом устанавливается связь предметов с их названиями, закрепляется восприятие произношения слов. Дети обычно с удовольствием участвуют в такой игровой деятельности и с радостью выполняют просьбы педагога.