Контроль ошибок

Методика МонтессориВ природе не существует людей, которые не допускают ошибок. Ошибка – это часть процесса обучения.

Часто родители стараются уберечь ребенка от совершения ошибки. А в современном мире существует целая индустрия по предотвращению ошибок у детей. Детская посуда, не позволяющая вывалиться каше, когда малыш перевернет ее, непроливайки не дадут расплескать воде, вращающиеся ручки специальных ложек, которые не дают выпасть еде, как бы малыш не вращал запястье. Да, эти предметы дают малышу чувство, что он овладел новым навыком, но, ничему не учат.

В Монтессори-среде используются обычные предметы… Стеклянная чашка, которая рано или поздно разобьется, научит малыша быть осторожнее с предметами. Об острые углы он может удариться — это поможет развить самоконтроль. Страницы в книге рвутся, если их резко дёрнуть, — это дает понимание, что нужно быть аккуратнее.

Испорченный материал уберут с полки, и ребенок, непременно, заметит и осознает, что лишил себя и товарищей радости заниматься с данным предметом. Данный действия развивают в ребенке чувство ответственности и осознания взаимной зависимости детей друг от друга. И это понимание невозможно привить простыми рассказами.

Контроль ошибок в обычной школе и школе Монтессори

Любая форма образования, так же предполагает какой-то контроль ошибок. Но есть огромная разница в том, кому принадлежит эта роль — в обычной школе  она ложится на плечи учителя, а в школе Монтессори ребенок контролирует себя сам, т. к. контроль ошибок заложен в материалеЗдесь допущенная ошибка не нанесет травмы психике малышаЦентр детского развития Ребенок сам понимает и исправляет ошибку и в результате – корректирует свои действия.

От учителя старой школы часто можно услышать: «Кто же наставит его на путь истинный?» Ответ элементарен – САМ ребенок! Ребенок — это самостоятельная личность, в которой живет дух самосовершенствования. Если мы будем указывать ему на ошибки и диктовать свой способ исправления, то тем самым будем тормозить его стремление к росту и познанию мира и себя, убивая в нем желание совершать новые открытия.

В школе Монтессори ребенок попадает в атмосферу, где включается встроенный механизм понимания, прав он или нет. Можно сравнить с дорожными знаками, которые указывают, правильно ли вы движетесь. Оценивая ребенка, вы мешаете ему понять себя, и достичь совершенства в своих начинаниях.

Примеры упражнений для развития малыша

Долгопрудный монтессори

Есть набор цилиндров одинаковой высоты, но разного диаметра, каждый вставляется в свое углубление коробки.

Первый шаг в развитии ребенка – понять, что цилиндры разные, второй шаг – научиться удерживать их несколькими пальцами, третий шаг – определять размеры на глаз и вставлять их сразу в нужное место. Так ребенок развивает свое зрение и свои тактильные ощущения.

Малыш хочет вставить цилиндры в отверстия, в процессе упражнения он понимает, что один цилиндр не вставляется, а другие достаточно свободно лежат в своих отверстиях, тут он осознает, что допустил ошибку и уже изучает все цилиндры с большим вниманием.

Ребенок прекрасно знает, что имеет право на ошибку. Если ему не предоставить возможность ошибаться, он не будет проявлять большой интерес к занятиям. Ошибка побуждает ребенка корректировать свое поведение и совершенствовать навыки.

Мы видим на этом примере, как обучающий материал помогает ребенку развить свои органы чувств.

Возможность определять ошибки заложена у ребенка и в способностях к различению, например, величины-формы-звука, и в самом материале.

Долгопрудный Монтессори

Наглядный пример, это целый раздела математики «Исследование и запоминание таблиц», направленный на изучение элементарных арифметических операции. Для начала дети выполняют арифметические действия при помощи таблиц. Затем они записывают примеры и проверяют свои решения самостоятельно при помощи контрольных карт. Эти действия помогут довести навык счета до автоматизации и получить практику в решение примеров. Сначала дети учатся подсчету количества при помощи материалов:

  • змеи на сложение и вычитание;
  • доски для практики умножения и деления;
  • умножение со стержнями из бусин и т.д.

Далее все переходит плоскость:

  • таблицы;
  • контрольные карты.

Хотим отметить, что самопроверка доставляет ребенку гораздо большее удовольствие, нежели процесс решения.

Дети, обучающиеся по системе Монтессори, сами указывают взрослым на неправильность действий, например — мой ребенок, уже с года указывал мне на дверь полки, которую я забыла закрыть или на тарелку, не поставленную в раковину. Обязательно поблагодарите ребенка за оказанную помощь и исправьте свои недочеты. Данные действия помогут ребенку продолжать развиваться и осознавать, что идеалов не бывает, и люди не только допускают ошибки, но и исправляют их.

Ребенок будет искренне радоваться тому, что сам преодолел очередную трудность.

Монтессори

Отдавая предпочтения центрам развития, работающим по системе Монтессори, вы можете быть уверены, что ваш ребенок в будущем будет уверенным в себе, не будет бояться трудностей и сможет добиться успеха.

Монтессори-педагоги постоянно стараются дать ребенку материал, который побудит ребенка решать задачи на грани его возможностей. Известный российский педагог-психолог Лев Выготский назвал это работой в зоне ближайшего развития. В результате, ребенок будет четко понимать, что он МОЖЕТ и УМЕЕТ сейчас, и какие задачи он сможет поставить себе, чтобы справится с ними в будущем.

Детский развивающий центр «Апрель»