Для чего же родители приводят своих детей в группы, работающие по методике знаменитого итальянского педагога Марии Монтессори? Именно с этого вопроса и начинается каждый наш тренинг для педагогов.
Стратегической задачей наших занятий является разработка индивидуальной программы для ребенка, чтобы он полноценно развивался и при этом чувствовал себя максимально комфортно.
Все стремятся быть счастливыми, но каждый понимает это по-своему. Родители в погоне за счастьем для своих детей забывают, чего на самом деле хочет их ребенок. Ведь стать великим музыкантом, нобелевским лауреатом или даже президентом не означает гарантированное счастье для него. Мы стараемся объяснить, что то, кем станет ваш малыш в будущем, никак не связано со счастьем ребенка.
Мы внимательно подходим к каждому ребенку и ставим для себя задачу понять, чего же хочет ваш ребенок, и как лучше сориентировать его в современном обществе для того, чтобы в последующем он смог создать семью, определиться с выбором профессии и легко заводить дружеские контакты, в общем, чувствовать себя полноценным и счастливым человеком.
Итак, чтобы быть счастливым и довольным жизнью, человеку необходимо обладать некоторыми важными качествами.
Качества, которыми должен обладать ребенок, чтобы стать счастливым
Давайте разберемся, какими качествами обладает такой человек? Этот список везде примерно одинаков, но чаще всего упоминают о целеустремленности, коммуникабельности, ответственности, работоспособности, лидерских качествах, творческом и креативном мышлении, желании учиться и познавать новое, терпимости, понимании, умении делать выбор.
Личность человека на 90 процентов сформировывается примерно к 6 годам, а это значит, что если ваш ребенок начнет ходить в наш детский развивающий центр с самого раннего возраста, это и будет как раз тот самый формирующий возраст.
Рассмотрим, как в нашей группе мы помогаем развивать данные качества ребенка.
Целеустремленность у ребенка зачастую воспринимают как упрямство, и родители таких детей начинают с ним бороться. Это в корне неверное решение. В современном мире взрослые стараются оградить свое чадо от всех опасностей на свете, отсюда и следуют многочисленные запреты. Но если ребенок все же продолжает свои попытки достичь цели, родители, как правило, называют их упрямыми и пытаются наказать за непослушание. Если у ребенка довольно слабая нервная система, он сдается, в будущем он будет послушно выполнять желания родителей, потом учителей, затем начальников и так далее. Это в итоге погубит всю его целеустремленность. В нашей Монтессори-группе детям создают все необходимые условия для здорового развития их целеустремленности. Мы ставим ребенку задачу, которая будет ему интересна и просто наблюдаем, как он с ней справляется, не ограничивая его временными рамками.
Коммуникабельность – это здоровое стремление к общению с другими людьми. У всех она сугубо индивидуальна: кому-то общения требуется больше, кому-то меньше. Это связано с темпераментом ребенка и даже его наследственностью. Нельзя сделать из интроверта экстраверта. Можно разделить проблемы с коммуникацией у людей примерно на две группы:
- Когда человек не понимает, чего хотят от него люди, он делает все исходя из своих потребностей.
- Когда человек избегает контактов, замыкается в себе.
В нашей группе мы учим детей понимать и уважать чужие границы, для этого у нас имеются правила и различные предметы, например, у каждого ребенка есть собственный коврик для занятий. Эти личные предметы позволяют ребенку понять границы своей и чужой территории, осознать невозможность без согласия другого ребенка нарушить эти границы, ждать пока освободится материал и бережно к нему относиться. Также эти правила помогают закрытым в общении детям обезопасить себя от вторжения других детей. Никто не может принуждать его к каким-либо действиям без его согласия. Это создает атмосферу спокойствия, снимает напряжение и зажатость у таких детей и соответственно повышает его коммуникацию.
Научить ребенка ответственности — важная задача каждого взрослого. Это качество не раз понадобится ему на протяжении всей жизни. Очень важно привить чувство ответственности ребенку с малых лет. Когда ваш малыш вырастет и, возможно, будет давать распоряжения другим людям, это качество очень ему пригодится, ведь в таком случаен он будет нести уже ответственность не только за себя, но и за других людей. А это уже серьезно. Но, чтобы нести ответственность, необходимо для начала иметь возможность принимать решения. Именно этому мы и учим в нашей группе-Монтессори. Мы помогаем получить опыт и понять причинно-следственные связи своих поступков. На примере мы показываем, что нежелание надевать сапоги – это решение ребенка, а при прогулке из-за того, что не надел сапоги испытывать холод — это уже его ответственность. Чтобы ребенок почувствовал себя ответственным, для начала нужно дать ему уверенность, что все под его контролем, иначе это не подействует. Когда каждый раз решения за тебя кто-то принимает, возникает обратно пропорциональное действие – мы отказываемся нести за собой ответственность. И это формируется как раз в ранние годы жизни.
Работоспособность очень близка к такому качеству как целеустремленность. Для того чтобы быть работоспособным, нам необходимо получать удовольствие от работы, иначе ничего не выйдет. Ведь когда нас увлекает занятие, мы с головой погружаемся в работу, не жалея собственных сил и не замечая времени. Мы не заставляем наших детей работать, мы учим как стать работоспособным. Ведь там, где применяется принуждение, развивается подчинение.
Лидерские навыки и организаторские способности у детей также могут проявляться с малых лет. Но чаще всего именно родители становятся инициаторами развития этих самых качеств. Наверняка всем мамам и папам хочется, чтобы их ребенок был лидером среди других. Но для того чтобы стать этим лидером, необходимо иметь соответствующие качества. И первым из них является – умение руководить другими людьми. Самое подходящее место для того, чтобы этому научиться – это Монтессори-группа. Когда ваш малыш только приходит к нам на занятия, он самый маленький, неопытный, он не знает правил, но по прошествии какого-то времени он становится совсем другим, он взрослеет, набирается опыта, знакомится со всеми, кто есть в нашей группе – это прибавляет ему уверенности и дает возможность проявить свои лидерские задатки, а мы, в свою очередь, правильным отношением помогаем ему в этом. Наша система создана так, что в разновозрастной группе старшие дети тоже отчасти педагоги. Они помогают и рассказывают младшим о правилах, даже учат их каким-то вещам. Как раз поэтому сама Мария Монтессори могла одновременно работать с 60 детьми. Ведь в группе есть дети, которые имеют опыт общения с другими детьми различных возрастных категорий, пола, темперамента, они являются своеобразными помощниками. И каждый из них при этом хоть немного, но почувствует себя лидером, правда, кто-то в большей, в зависимости от темперамента, а кто-то в меньшей степени. Это уникальная возможность для ребенка испытать подобный опыт, особенно для тех, кто живет в семье максимум с двумя детьми. Важно это понять именно родителям и продолжать свои занятия, вплоть до наступления школьного возраста.
Еще одним неотъемлемым качеством является развитие творческого или креативного мышления у детей. Хотя дети сами по себе уже креативны, так как мыслят и ведут себя естественно, а значит уникально. Но для того чтобы процесс творчества пошел, необходимо для этого создать все условия. Что касается развития у своего ребенка творческих качеств, тут родители обычно выступают всеми руками за. Часто, когда заходит речь о творчестве в Монтессори-группе, педагоги говорят «Да, у нас есть дополнительные занятия музыкой или рисованием». Иногда добавляют «но и в среде дети могут строить такие удивительные конструкции из розовой башни, штанг и цилиндров!» Это должно напомнить родителям — важнее понять, чем именно хочет заняться ваш ребенок для того, чтобы развить свои творческие качества, раскрыть в себе неожиданный талант. Взрослый человек довольно смутно представляет, что может быть действительно интересно его ребенку, так как уже забыл, как быть маленьким. То, что нам покажется неинтересным и даже банальным, может с головой увлечь вашего малыша. Но, допустим, для 3-летнего ребенка построение башни – это супертворческий процесс, процесс осознания концепции построения сериационного ряда. Он разбирается в материалах, сортирует их, учится координированно взаимодействовать с элементами, на глаз заранее оценивая тяжесть следующего элемента для опыта. Это и способствует развитию у ребенка понимания математических зависимостей, которые так пригодятся ему в будущем. У нас в группе есть все необходимое для того, чтобы каждый отдельно взятый ребенок каждый день мог совершать открытия и реализовывать свои творческие потребности.
Также самыми востребованными качествами современного человека являются способность и желание получать новые знания и учиться. Прогресс не стоит на месте и знания с навыками также терпят изменения, некоторые устаревают и нам требуется вновь и вновь осваивать все больше новых знаний. А если мы хотим быть на волне с остальным миром, нам постоянно необходимо учиться. Поэтому без желания получать новые знания человеку придется непросто. Ребенок с момента рождения уже в больших темпах начинает усваивать новую информацию, постигать все новые навыки. Для этого он должен обладать высокой способностью к усвоению нового материала, но и также ему необходимо учиться забывать уже ненужную информацию, что гораздо сложнее.
Позднее, когда ребенок подрастает, ко всему прочему прибавляется возможность производительности, то есть чему он может научиться, поставив перед собой определенные цели. Он учится наблюдать, планировать, терпеть неудачи и учится с ними справлять, быть целеустремленным. Но с годами тяга к знаниям заметно уменьшается, и к 10 годам у ребенка в мозгу происходит отмирание нейронных связей, которыми он не пользуется. Обучаясь в современной школе ребенку становятся не нужны навыки исследования, поэтому важным становится вопрос — «как не дать угаснуть естественной потребности к познанию?» Необходимо создать для этих целей среду, в которой ребенок сам будет интересоваться разными вещами.
Ведь известно, чем прочнее были нейронные связи у ребенка в детстве, тем выше шанс, что они сохранятся в будущем. Именно формированию и упрочнению таких связей и способствует Монтессори-группа.
С самого рождения мы наделены навыками принимать решение и делать выбор, ведь это для нас естественно. И пока ребенок совсем маленький, он требует к себе внимание, ведь ему необходимо, чтобы его кормили, одевали, выполняли по возможности все его желания. Но проходит время, и ребенок вырастая уже не может с такой свободой делать свой выбор, ему навязывают рамки, говорят, чего делать можно, а чего нельзя, когда ложиться спать, когда есть, где гулять и с кем дружить. И при этом они надеются на то, что их чадо станет самостоятельным и научится принимать решения. Такого не бывает.
Возможность выбирать для ребенка, чуть ли не самое важное занятие. Свобода выбора раскрывает в нем и все остальные человеческие качества. В Монтессори-группе мы предоставляем им возможность выбора. Это один из основополагающих принципов нашей системы!
Группа-Монтессори направлена также на работу с терпимостью у детей. Всем известно, какими дети бывают непоседами. Мы помогаем им понять, что все люди разные, и это нормально. К тому же педагогика Монтессори помогает развиваться разным детям, даже с особенностями в развитии. Их присутствие в группе является еще одним важным шагом на пути к толерантности. Когда дети перестают бояться друг друга потому, что они разные, они учатся понимать, принимать и доверять.
Эти и еще многие другие качества в Монтессори-группе помогут развить у вашего ребенка наши профессиональные педагоги. Читать, писать, считать и еще многим другим вещам ребенка можно научить самыми разнообразными способами. Педагогика Монтессори уникальна как раз благодаря тому, что раскрывает творческие возможности, а также интеллект ребенка. Наши методы содержат логические, вербальные, математические и эмоциональные составляющие, благодаря которым они смогут стать счастливыми и успешными!