Опыт посещения монтессори-школы

На лекции для родителей в нашем монтессори-саду наш педиатр заметила, что в настоящее время уменьшился процент детей, страдающих нервными тиками и заиканием. И связала это с тем, что у современных родителей появилась возможность не отдавать детей в детские сады. Или отдавать их в альтернативные, тщательно отобранные и проверенные.

 Мы пришли к методике Марии Монтессори, когда сыну было 3 года, и я сразу приняла эту  идею. Ведь она настолько отличалась от всего, с чем нам приходилось до этого сталкиваться. За плечами ребенка уже был горький опыт посещения государственных яслей, где на детей считалось нормальным кричать во весь голос, унижая их достоинство и подавляя любое проявление независимости. И тем приятнее звучали слова педагога об уважительном отношении к личности детей в монтессори пространстве.  Придя в группу 3-6, мы с сыном поняли, что этот садик нам очень подходит, ведь в спокойной и доброжелательной атмосфере у детей раскрываются присущие им таланты и способности.

Но, как и многим родителям, нам хотелось понимания, что ждет нашего ребенка после окончания монтессори-сада — обычная школа, альтернативная или семейное обучение? Выбор пал на частную монессори-школу, только начинающую делать свои первые шаги, в которой был класс  для детей от 6 до 9 лет.

  1. Какие плюсы мы увидели при первом посещении и знакомстве:

— Первое и самое главное – СРЕДА. В школе каждый материал продуман до мелочей. Там создана такая обстановка, которая стимулирует ребят к познанию, освоению новых навыков, плодотворному сотрудничеству в коллективе.

— Учитель. Увлеченный своим делом, находящийся на одной волне со своими учениками, никогда не повышающий голос, но при этом являющийся для них примером и непререкаемым авторитетом.

— Отсутствие классно-урочной системы, у ребенка всегда есть возможность передвигаться по классу или прилечь-отдохнуть на мягком коврике в специально отведенном месте.

— Анкеты для родителей. Для школы важно, чтобы взгляды на воспитание детей у обоих родителей совпадали. Иначе проблем с обучением и адаптацией ребенку не избежать. Все наши ожидания, опасения и пожелания были приняты и внимательным образом рассмотрены.

— Большой спортивный зал и прогулки на улице, сочетающие в себе активные игры и познавательные элементы.

Могу честно сказать – мне не хотелось уходить. Так интересно в школе мне не было еще никогда. Я по-хорошему завидовала своему сыну и очень радовалась, что ему доступно такое увлекательное обучающее пространство.

  1. Как происходит обучение:
  • В основе обучения лежит понимание индивидуальности каждого ученика, его скорости развития, способа восприятия информации, особенностей характера;
  • Обучающая среда подобрана так, чтобы пробудить у ребенка желание учиться и раскрывать потенциал, данный ему природой;
  • В отличие от обычной школы, здесь обучение происходит с помощью собственных открытий,   опытов и экспериментов, с использованием специальных дидактических материалов.
  • Дети овладевают самым важным навыком – навыком самостоятельного обучения.

Кроме программы начальной школы, большое внимание уделяется географии, истории, музыке, английскому языку.  Проектная деятельность включает подготовку докладов, встречи с экспертами в интересующих ребят областях, посещение музеев и интересных мероприятий.

— И, наконец, самое важное – все проблемы внутри коллектива решаются самими детьми. Любой из ребят может инициировать собрание, на котором он излагает свои претензии и рекламации. Дальше идет обсуждение, на котором каждый может высказать свое мнение или внести предложение. Учитель заносит все услышанное в протокол собрания и в конце делает письменные  выводы. По результатам обсуждения составляется свод правил, которому в дальнейшем следуют все – ведь это итог их собственных решений. В случае, если кто-то эти правила не соблюдает, остальные ученики напоминают ему о принятых условиях.

Например, на одном из собраний было решено соблюдать тишину во время уроков и не мешать тем, кто занят. Но часто, увлекшись интересным занятием, ребята начинали шуметь и нарушали это правило. Как же интересно было наблюдать за тем, как один из тех, кому мешал шум, не отрываясь от своего занятия, просто молча поднимал руку, за ним поднималась еще рука, потом еще и, постепенно, весь класс затихал как по мановению волшебной палочки. И это превращение происходило без малейшего вмешательства учителя, без повышения голоса или давления с его стороны.

  1. Что важно знать родителям:

В течение учебного года в любое время можно поинтересоваться «успехами» своего ребенка, назначив учителю индивидуальную встречу. Также проводятся открытые уроки и консультации для родителей, с целью разъяснения специфики образования в монтессори-классе. Так я узнала, что в нашей школе есть еще дополнительные преимущества:

— Отсутствие оценок – как знаний, так и самой личности ученика.  Таким образом, дети сосредотачиваются на процессе получения знаний, не завися от поощрений или наказаний взрослых.

— У ребенка нет необходимости соревноваться с другими детьми, поэтому  у него нет напряжения и тревожности по поводу его результатов.

— Сравнение возможно только с ним самим и его прошлыми достижениями. Таким образом видна динамика развития, и у ребенка сохраняется стимул к развитию и росту.

— Дневника в его прямом понимании нет. Есть тетрадь, в которой ребенок записывает все, что было пройдено в течение учебной недели, а также составляет план на следующую неделю.

— Домашние задания не задают. В конце недели учитель проверяет все, что было пройдено в классе. И, если  есть такая необходимость, дает повторно материал на дом для лучшего запоминания и закрепления.

— Интересы детей выходят за рамки обычной школьной программы. Если есть такое желание, то можно получать знания в любой области, которая в настоящее время является привлекательной для ребенка. Моего сына особенно увлекали в тот момент 2 вещи: динозавры и шахматы. Благодаря возможности сосредоточиться и глубоко погрузиться в изучаемый предмет, он стал уважаемым экспертом в своем деле и приобрел большой авторитет среди одноклассников.

— Разновозрастные группы. Старшие помогают младшим как прямо, так и косвенно – наблюдая за ними, малыши видят зону своего ближайшего развития и знают, к чему им надо стремиться.  Соответственно, старшим дается возможность проявлять эмпатию и ответственность за других.

Все эти факторы позволяют ребенку самому отвечать за свое обучение, с радостью постигать новое, не гнаться за хорошими оценками, а действительно приобретать знания, прививают чувство ответственности, развивают самостоятельность и независимость.

И в семье нет больше проблемы «отцов и детей», а есть единомышленники в одном общем важном деле, отвечающие каждый за свою зону ответственности, самостоятельно выполняющие свои обязанности без угроз и понуканий.