О детской самостоятельности

О детской самостоятельности и готовности к ней взрослых

развитие детей в школе МонтессориВ настоящее время мы — руководители Монтессори-школы «Апрель» — снова находимся на наблюдении и практике в Монтессори-школах Европы. И вот какие мысли все время посещают лично меня, как педагога и психолога. Мария Монтессори заложила уникальные идеи и разработала нестандартную методику развития детей, в основе своей философии видит нестандартную систему воспитания ребенка и педагогическую концепцию развития детей в целом. Но понимание этих идей, видение их глубины, напрямую зависит от личного опыта воспринимающего взрослого, его позиции и внутренних личностных возможностей.

Фактически, движение в сторону полной реализации этих идей для взрослого (будь то педагог или родитель) сродни психотерапии. Не зря мне, как психотерапевту, эта методика так близка. Взрослый, отдавая ребенка в школу детского развития по методике Монтессори, часто меняет свои взгляды и представления кардинально, что поднимает его личность на новые уровни. В этом процессе важно взаимодействие всех трех сторон: родитель-педагог-ребенок.

Роль педагога в обучении по системе Монтессори

Я часто наблюдаю такую картину, что если педагог закрыт для восприятия нового, его прежние поведенческие стереотипы продолжают над ним создавать иллюзию стандартного образования, это прекращает его путь в сторону личностного саморазвития и ставит препятствия на пути развития личности ребенка, рядом с которым он находится. Например, в одном из Монтессори-классов 9-12 (24 ученика) работает педагог, которая много лет проработала в традиционной системе. Она убеждена, что детей нужно все время контролировать. Поэтому она заставляет их повторять все презентации, что она им показала. В классе среди детей наблюдается полная демотивация к работе.

школа МонтессориВ другом классе 9-12 (55 учеников) дети практически не подходят к педагогу, они обучаются друг у друга, их уровень самостоятельности, ответственности и познавательной мотивации поражает. При этом не наблюдается такого контроля за детьми. Педагога практически не видно, он что-то тихо обсуждает с несколькими ребятами по истории. Все остальные дети включены в самостоятельную работу, им дана полная свобода в выборе метода и способа изучения нового и саморазвития. В классе стоит легкий рабочий шум.

Оба класса работают по системе Монтессори, но, на мой взгляд. вряд ли первый класс действительно можно назвать Монтессорианским, хотя весь Монтессори-материал в наличии, все под рукой в свободном доступе, дети им занимаются, но без желания и не проявляя интерес к изучению нового. но основным двигателем данного обучения, как и в традиционной системе, является принуждение. Взрослым, воспитанным в подобной системе. часто сложно представить, что можно как-то по-другому. Если говорить о родителях, то и они часто не могут воспринять те изменения, которые происходят в ребенке, т.к. оказываются сами не готовы к тому, что их чадо уйдет в своем развитии на 2-3 головы дальше них: сможет самостоятельно принимать решения и их реализовывать.

Таким образом, реализация системы Монтессори в полной мере зависит от всех трех сторон — участников процесса: ребенка, родителя и педагога. Если какая-то из сторон не готова к этому, то того самого «Чуда Монтессори» не произойдет.