Однажды Мария Монтессори наблюдала за маленькой трехлетней девочкой, работающей с деревянными цилиндрами, которые нужно было вынимать и вставлять обратно в ячейки, подходящие по размеру. Это было удивительно, насколько сосредоточена была девочка, выполняя это задание. Она буквально отрешилась от окружающего мира и ничего не замечала вокруг себя.
В этот момент Мария Монтессори поняла, что дети уже в раннем возрасте способны проявлять концентрацию внимания, что, по всем канонам педагогики того времени, считалось невозможным. Вновь и вновь она наблюдала за детьми, работающими с материалами, и видела, что случай с девочкой не был исключением.
Недавно и я убедилась в способности маленьких детей концентрировать свое внимание.
Моя девятимесячная племянница нашла кусочек липкой ленты. Малышка стала «заложницей» ленты: она пыталась отлепить ленту от одной руки, но лента клеилась на другую руку, застревая в пальцах. Однако именно этот процесс вызвал восторг и увлеченность девочки.
Родители девочки не спешили забрать у нее предмет интереса, а просто наблюдали и ждали, когда лента станет менее клейкой, и малышка сможет спокойно освободиться.
Моя племянница потратила на ленту где-то 10 минут, но важно то, что все это время она была полностью сконцентрирована.
Концентрация у маленьких детей – хрупкая вещь. Взрослые часто спешат успокоить ребенка, когда он хнычет, требуя новые игрушки, и нарушают концентрацию на желаемом, пытаясь сфокусировать внимание на чем-то другом.
В чём важность концентрации внимания?
- Состояние умиротворения и счастья. Наблюдая за детьми, Мария Монтессори заметила, что в процессе сосредоточенной деятельности ребенок успокаивается, а его нервная система отдыхает.
- Концентрация – фундамент для учения. Безусловно, ребенок, сосредоточенный на предмете изучения, способен охватить гораздо больше информации и запомнить ее.
Но что делать, если ребенок слишком активный и у него совершенно нет желания останавливать свое внимание на чем-то одном? Часто родители, приводя ребенка в Монтессори-садик, переживают, что малыш слишком активный для такой среды.
Значит ли это, что ему не подходит такая система воспитания? Конечно, нет!
Монтессори-среда сама по себе предоставляет все условия для развития концентрации внимания. Правильно подготовленная среда создает благоприятную атмосферу для сосредоточенной индивидуальной работы. К тому же, есть масса полезных упражнений для развития концентрации:
- Переливания
- Уход за цветами
- Свободные игры с крупой
- Приготовление пищи
- Массаж и игры с прикосновениями
- Работа с мелкими предметами, например пришивание пуговиц
И нет ничего невозможного: даже самый активный ребенок, при помощи родителей, Монтессори-педагогов и правильно созданной среды, сможет развить в себе способность концентрировать внимание и без проблем выполнять задания, требующие внимательности и сосредоточенности.